Навигация по сайту : Каталог статей

Нужно ли детям слишком раннее развитие?


После трех — поздно! Наверное, сейчас это самый популярный лозунг у наиболее «продвинутых» молодых родителей. Вооруженные теорией, согласно которой малыш в возрасте до трех лет способен усвоить все науки мира, они не жалеют ни сил, ни денег, стремясь обеспечить своему ребенку беспроигрышное будущее. Признаюсь, в свое время и я не удержалась от желания вырастить вундеркинда из собственного сына. И когда в год он действительно научился читать, я спрятала куда подальше все методички и пособия, решив, что раннее развитие — не наша с ним тема.

Все так, мозг маленького человека может накопить неограниченное количество информации. Но зачем? Вначале ответ на этот вопрос появлялся у меня сразу: понятно, что выжить в современном мире проще личности не просто образованной, а сверхобразованной. Эффектно заявив о себе как можно раньше, стремительно сделать успешную карьеру, а дальше... А вот что дальше — спрогнозировать, пожалуй, невозможно. Любое количество дипломов каких угодно учебных заведений — еще не гарантия счастливого будущего. Да и слова «успех» и «счастье» — нисколько не синонимы...

Но рассуждать об этом я начала не сразу. Ведь как только родился мой ребенок, мне так рьяно захотелось проверить на практике, правда ли способности младенца настолько безграничны, что на рассуждения о каком-то там будущем уже не осталось и полчаса. Занятия требовали немало времени, но был такой азарт... Еще во время беременности, наткнувшись на сайт раскрученной российской компании, работающей под девизом «читать раньше, чем говорить», я купила карточки Домана, видеокурс по обучению жестовому языку, еще что-то... И через сколько месяцев уже с гордостью демонстрировала гостям, как мой сын читает целые предложения. Естественно, сначала он просто указывал на те слова, которые читала я. Но вскоре начал пытаться их повторять. Вот только даже самые простенькие книжки не вызывали у него никакого интереса. Мы просто играли в слова, которые он прекрасно узнавал в напечатанном виде, но до содержания текстов, которые из тех слов состоят, ему надо было еще дорасти. Впрочем, как и до самостоятельного чтения.

Вот тут я снова полезла в интернет, чтобы найти родителей, которые так же, как и я, научили своих детей читать раньше, чем говорить. И спросить, что полезного дала такая ранняя наука их повзрослевшим потомкам. Нашла. Спросила. Заодно узнала, как этот феномен объясняется с точки зрения детских психологов. И решила, что собственному ребенку я желаю все-таки иной судьбы.

Хотя бы потому, что мне хотелось бы, чтобы мой сын вырос не просто механическим поглощателем информации, а научился получать искреннее удовольствие от книг. Пусть читает «Трех мушкетеров» с фонариком под одеялом или «Дикую охоту» тайком во время уроков — возражать не стану. Ведь первое наслаждение от этих текстов сама буду помнить всю жизнь. А те же карточки Домана хоть и дают впечатляющую скорость чтения — но все за счет заблокированной способности сопереживать книжным героям. И наконец, мало смысла учить малыша читать до трех лет — без постоянных занятий такой «вундеркинд» быстро превратится в самого обычного ребенка.

Ну и пусть — психологи вон в один голос утверждают, что эмоциональность человека развивается до 7 лет. Смеяться, придумывать, набивать шишки, играть с целью просто играть и заводить друзей среди людей, животных и деревьев в этом возрасте намного полезнее. Как мудро заметила маленькая дочь одной из моих новых интернет-знакомых: «Зачем быть первым, если ты не станешь счастливым?»

Кстати, вполне возможно, что привычным способом мой сын научится читать еще не скоро. Есть теория, будто способности можно выявить чуть не в колыбели — мол, уже с первых месяцев жизни видно, какая часть мозга будет у человека «ведущей». В зависимости от этого определяют «детей звука», «детей слова», «знака», «цвета» ... В соответствии с такой классификацией легко предугадать, будет ли ваш сын или дочь радовать родителей школьными успехами, или вам не стоит и рассчитывать, что потомок «возьмется за ум» раньше, чем получит паспорт. Естественно, чем он будет заниматься дальше, также можно спрогнозировать... Не знаю, как там что на самом деле, но мы с братом действительно научились читать в три года, причем фактически сами — любимой игрушкой у нас обоих были пластиковые буквы, хотя заниматься с нами специально никто не старался. Сторонники теории утверждают, что так и должно было произойти — просто и у меня, и у брата (который, между прочим, стал преподавателем литературы) мозг настроен именно в «словесном» направлении. И ничего уникального здесь нет (хотя мой муж — конкретное «дитя знака» — так не считает)...

Впрочем, мне не надо было напрягаться, чтобы заметить, как наш маленький Антошка реагирует на звуки и музыкальные инструменты. Как и было обещано, говорить он начал очень рано, причем одновременно со словами пытался «произносить» все, что слышалось вокруг: грохот стройки и шорох листьев на ветру, наши с ним шаги по асфальту и по снегу... До сих пор единственное, что может заставить его сидеть спокойно — симфонический или джазовый оркестр («мультики» он обычно смотрит, стоя на голове). В честь первого дня рождения сына я даже решилась пойти с ним в филармонию. Правда, на втором часе концерта нам все же пришлось покинуть зал — Антон начал очень громко подпевать...

Но делать из него «второго Моцарта» я не собираюсь — Моцарт не чувствовал себя счастливым. И, между прочим, лозунг, о котором я упомянула в начале, принадлежит Масару Ибука, который вовсе не призывал забивать голову младенца разнообразными знаниями. Напротив, он предлагал как можно больше носить малышей на руках, никогда не игнорировать их плач и не перекладывать свои родительские обязанности на нянек и специалистов по раннему развитию. Просто всегда быть рядом...

Марина Березенская.


Рекомендуем также прочитать


Комментарии к статье Нужно ли детям слишком раннее развитие?

Комментарии пользователей отсутствуют... Ваш комментарий может стать первым!
Имя
Email (не будет показан)

Статьи
Купить гимнастический купальник для девочки: о выборе ткани

В жизни юной спортсменки настает момент, когда необходимо позаботиться о приобретении костюма для выступлений....

Игрушки, которые развивают вашего ребенка

Игрушки, которые развивают вашего ребенка Доставить ребенку радость – достаточно просто, но этого, порой, недостаточно....

Особенности детской верхней одежды ТМ Лемминг

Особенности детской верхней одежды ТМ Лемминг Российский производитель детской верхней одежды, компания «Лемминг», вот уже более 14 лет представляет на суд потребителей коллекции курток и полукомбинезонов для девочек и мальчиков в возрасте от года до 11 лет....

Чем таким особенный магнитный конструктор Магникон?

Какие вопросы возникают у детей при виде магнитного конструктора?  Как же, прилипает к металлическим поверхностям и предметам, однако, далеко не ко всем....

Выбрать и купить детские санки: надежный транспорт для зимних дней

Детские санки – любимый детский транспорт, ради которого малыши с нетерпением ждут снежных дней. Ведь так здорово прокатиться с горки или устроить соревнования....

© 2011-2014 KupiTigra.ru - это каталог товаров для детей. В нашем каталоге размещают свои товары сотни детских интернет-магазинов России. Все товары разбиты по категориям: игрушки, коляски, развивающие игры, спортивные товары и т.д. Сравнивайте цены в нашем каталоге и покупайте там, где дешевле!
Каталог детских товаров, купить товары для детей