Предлагаем тендерное кредитование под 2.9%

Поиск по сайту

Новое на сайте

«Фу, какой ты жадина, не хочешь делиться». Как часто приходится слышать это в песочницах, где возятся малыши, только-только входящие в человеческое общество. Самое печальное, что так обычно говорят мамы в адрес своих же детей.
Что стоит за этими словами?
Во-первых, незнание детской психологии.
А во-вторых, вполне обычный человеческий стыд. Но что будет в результате? Может быть по-всякому, поскольку все дети разные, хотя многие послушные. «Стой, а то упадешь». И он падает! «Вот вырастешь жадиной, не будет никто дружить». И вырастает таким!

Что же лежит в основе детского нежелания делиться? Малыш воспринимает мир целостно и его игрушки — это буквально часть его тела, его души. Вам легко поделиться, к примеру, своей рукой? Для того чтобы малыш научился отдавать свои игрушки, ему нужно показать, что он не теряет своей целостности, когда лишается какой-то вещи.

 

На это нужно время, для этого он должен достаточно освоиться в своем собственном теле, а современным «телевизорным» детям это сложно, у них очень мало тактильного опыта, необходимого для такой задачи.  

Итак, как быть с самой ситуацией, когда маленький человек не делится игрушками? Хорошо это или плохо? И самое главное, что мы в идеале-то хотим? Для начала этот обмен не должен быть равноценным. Он должен идти с превышением, то есть отдавать мы должны больше, чем брать. Так работают все клетки живого организма.

Социальный организм — система еще более сложная, чем человек. Но законы в ней действуют те же самые. И наша с вами задача - научить малыша этим законам, научить поддерживать нормальный обмен. То есть, с одной стороны, отдавать больше, чем берешь — это закон выживания. Но с другой стороны, оставлять себе необходимое для жизни — без этого жизнь тоже невозможна.

Этому нужно учить! Ребенок не сможет понять, как делиться или меняться, если он никогда этого не видел. Поэтому первое условие: нет смысла говорить, как не надо — лучше показать, как надо. «Давай поменяемся» или «Давай сейчас ты поиграешь, а потом — Настенька». После этого надо дать паузу. Искусство держать паузу — это исчезающий поведенческий вид в современном мире. Но в паузах и происходит самая важная работа.

Делитесь с ребенком дома — и обязательно берите то, чем ребенок с вами делится, даже если вам это не нравится. На первых порах важно, что он решился на этот шаг. Потом придет время, когда вы сможете ему показать, что не всегда люди готовы принять то, что им даешь даже от всего сердца.

Но и с другой стороны, нельзя заставлять ребенка отдавать то, что ему по-настоящему дорого.
Представьте, что вы долго мечтали о новой квартире, вынашивали планы, зарабатывали на нее деньги, и когда вы ее, наконец, купили, кто-то приходит и говорит: «Дай мне в ней пожить. Или подари. Или пусти хоть в одной комнате поселиться! А то плакать буду — мне негде жить!» Ваши чувства? Для ребенка новая китайская машинка может быть столь же значимой, как ваша квартира.

Обычно в таких случаях старайтесь «прикрыть» своего малыша от посягательств, проговаривая ситуацию другому ребенку: «Ты знаешь, это его любимая игрушка, ему сейчас тяжело с ней расстаться». И обязательно добавляйте, пробивая дорожку «на будущее»: «Но он может скоро наиграться и тогда с радостью поделится».
Главное, помнить, что не отданная соседу по песочнице машинка — это приговор на всю жизнь. Мы все растем. И рост наших детей очень сильно зависит от того, как воспитывают их родители.